Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft» Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю.Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft» // Философия науки и семантика: монография / Научн. ред. и сост. Р.Э. Бараш, Е.В. Вострикова, П.С. Куслий. – Москва: Изд-во Русское общество истории и философии наук, 2020. C. 53-72.ISBN 978-5-6045557-4-3Размещена на сайте: 11.01.21Текст книги на сайте издательства URL: http://rshps.ru/books/philosophy-of-science-and-semantics(2020).pdf (дата обращения 11.01.2021) Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft» // Философия науки и семантика: монография / Научн. ред. и сост. Р.Э. Бараш, Е.В. Вострикова, П.С. Куслий. – Москва: Изд-во Русское общество истории и философии наук, 2020. C. 53-72.АннотацияРеконструируется системно-коммуникативный подход к анализу науки с особым вниманием к отношению науки к ее высоко-комплексному внешнему миру. Проблема комплексности ставится как ключевая и рассматривается в контексте коммуникативной «редукции комплексности» внешнего мира, которую наука осуществляет посредством своего уникального бинарного кода (дистинкции истина/ложь). При этом комплексность внешнего мира, с которой сталкивается наука, распадается на две больших области. С одной стороны, наука перерабатывает собственно внешний мир науки т.е. природу, общество, психику человека, в качестве своего объекта, и этим выполняет уникальную функцию – проведение научного исследования. Интеграция научной коммуникации в этом случае возможна в форме трансдисциплинарных исследований. С другой стороны, наука вынуждена реагировать и на комплексность внутреннего (т.е. социального) внешнего мира коммуникативной системы науки, а именно – на сопряженные коммуникативные системы охватывающей системы мирового общества (политики, хозяйства, религии, образования, право и т.д.). В последнем случае наука выполняет не функцию, а выступает в роли поставщика достижений по запросу означенных коммуникационным систем, получая в обмен ресурсы для проведения междисциплинарных исследований, которые носят оказиональный характер и не могут служить для интеграции научной коммуникации на систематическом базисе. Сама наука при этом, в свою очередь, является системой мирового общества и в этом смысле способна входить в «структурные сопряжения» со своим внутренним (социальным) внешним миром, комплексность которого она в свою очередь вынуждена редуцировать. Мы рассмотрим ответы системно-коммуникативной теории Никласа Лумана на проблему социальной комплексности внешнего мира с учетом новейших ее интерпретаций в работах Р. Штихве, Д. Беккера, Л. Лейдесдорфа и других. Мы выскажем ряд коррекций, которые следует внести в эту теории с учетом новейших социальных изменений, прежде всего, трансцдисциплинарных тенденций в науке и появления социально-сетевой коммуникации и ее влияния на структурные сопряжения науки и остальных систем. Мы проиллюстрируем новообразования в научной коммуникации, вызванные с появлением социально-сетевого общества, применительно к России.Ключевые слова: системно-коммуникативная теория социальная эпистемология философия науки комплексность редукция комплексности Рубрики: История и теория социологииПолитическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Социально-философские основания науки: системно-коммуникативный подход // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 44-60.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Наука Макса Вебера: рецепция и современность // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 174-188.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Априоризм Хьюэлла и позитивизм Конта: конфликт коммуникации в условиях предметного консенсуса // The Digital Scholar: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 3. С. 82-94.Бараш Р. Э., Антоновский А.Ю.Радикальная наука. Способны ли ученые на общественный протест? // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 2. С. 18-33.Подвойский Д. Г.Мир повседневности и аксиомы практического сознания: социально-теоретические пролегомены // Эпистемология & Философия науки. 2016. Т.49. №3. С.178-197. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 60+3= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10 ↑