Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Потенциал рефлексивной технологии в изучении изменяющегося общества



Саганенко Г.И., Гегер А.Э., Боярский К.К., Дудина В.И., Заричняк Ю.П.
Потенциал рефлексивной технологии в изучении изменяющегося общества// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 40–54.https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.103
ISSN 2541-9374
DOI https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.103
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42780276

Размещена на сайте: 25.12.20

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Саганенко Г.И., Гегер А.Э., Боярский К.К., Дудина В.И., Заричняк Ю.П. Потенциал рефлексивной технологии в изучении изменяющегося общества// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 40–54.https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.103
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.103

Аннотация

На всех уровнях жизни современного общества с высочайшим темпом происходят кардинальные изменения. Они задаются стремительным развитием цифровых и инфокоммуникационных технологий. Человечество оказалось в новой темпоральной эпохе. Поддается ли эта ситуация изучению традиционными эмпирическими методами? Анализ чувствительности популярных эмпирических методов показывает, что стандартизированными опросными методиками и глубинными интервью не обнаружить изменений в фактуре трансформирующейся социальной реальности, в характеристиках разных социальных групп. Кроме того, эти методы ресурсоемкие, требуют значительных финансовых, эмоциональных и временных затрат и при этом не обеспечивают прозрачности и надежности результатов. Стартовавшие в эпоху горбачевской перестройки глобальные перемены в стране актуализировали поиск релевантных и эффективных методов изучения трансформирующейся реальности. Именно тогда мы запустили в разработку методику открытых вопросов, в том числе организовали совместный проект с математиками по созданию информационно-аналитической системы ДИСКАНТ (Диалоговая система контент-анализа текстов), для проведения регулярных опросов наладили контакты с Академией наук и ГПБ им. М. Е. Салтыкова- Щедрина. Цель статьи - раскрыть потенциал разработанной авторами рефлексивной, базированной на открытых вопросах исследовательской технологии, обеспечивающие ее модули, накопленные с ее помощью методические и содержательные ресурсы. Структура статьи организована как последовательное и краткое представление основных модулей технологии, среди которых: типология открытых вопросов, рефлексивные опросные методики, охватывающие широкий спектр социальных сфер, реализованные эмпирические проекты, эффективная компьютерная система ДИСКАНТ для поддержки смешанных исследований. В заключение показаны принципиальные возможности технологии ответить на ряд запросов общества: результативные эмпирические исследования в трансформирующуюся эпоху, развитие социологического мышления, расширение системы дидактических принципов, освоение интегрального эмпирического опыта.

 

Ключевые слова:

открытые вопросы смешанные вопросы рефлексивные методики исследовательская технология дискант текстовые массивы pen questions mixed questions reflective techniques research technology discant text arrays

Рубрики:

Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: