«Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество Бабич Н.С.«Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15ISSN 2307-2334DOI 10.32744/pse.2020.5.15РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130101Размещена на сайте: 04.11.20 Поискать полный текст на Google Academia Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Бабич Н.С. «Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15АннотацияПроблема и цель. Теоретической проблемой, рассматриваемой в статье, является действие феномена «самоисполняющихся пророчеств» в контексте выбора учащимися и их родителями образовательных институций. Для иллюстрации исследуется возникновение ситуации, в которой выбор будущих сильных учеников определяется уровнем школы, зависящим от выбора прошлых сильных учеников. Методы исследования. Был проведен имитационный эксперимент средствами MS Excel, в рамках которого было смоделировано небольшое сообщество «учеников», поступающих в «школы» в течение нескольких циклов. Каждому «ученику» была сопоставлена случайно сгенерированная оценка, представляющая собой целое число в диапазоне от 2 до 5. Для каждого ученика рассчитывалась вероятность пойти в одну из школ. На основе этого распределения для каждой школы рассчитывался «рейтинг» - средний балл «выбравших» ее «учеников». Начиная со второго цикла, распределение «учеников» по «школам» ставилось в зависимость от среднего балла, полученного школами в рамках предыдущего цикла. По итогам всех циклов поступления рассчитывался показатель воспроизводства лидерства - количество повторов лидерской позиции у одной школы. Результаты. Основным результатом эксперимента является возможность анализа постоянного воспроизводства лидерства (закрепления случайного преимущества школы, возникшего в первом цикле, в последующих циклах выбора) в связи с селективностью. Зависимость между этими двумя показателями обладает нелинейным характером, при этом с ростом уровня селективности вероятность появления «хороших школ» в качестве артефактов восприятия стремительно растет, быстро достигая 100%. Интерпретация результатов позволяет сделать вывод о том, что индивидуальные ориентации на выбор образовательного учреждения, будучи агрегированными, способствуют возникновению эффекта «самоисполняющегося пророчества» в отношении появления в общественном сознании восприятия того или иного образовательного учреждения как «хорошего», «престижного» и т.д. Выводы. Данная закономерность поведения позволяет прогнозировать расслоение образовательных институций по престижу под воздействием селективных предпочтений, что необходимо учитывать в принятии решений при формировании образовательной политики.Ключевые слова: теорема томаса выбор образовательного учреждения воспроизводство лидерства селективные предпочтения расслоение образовательных институций thomas theorem choice of educational institution leadership reproduction selective preferences stratification of educational institutions Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гришаева Н. П.Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. - URL: http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part69.pdf. - С.8487-8489. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 90+7= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10