
Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности
Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Петров А.А., Козлов И.И., Пахарь А.М.
Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 3. С. 559-576.
ISSN 2313-2227
Размещена на сайте: 07.11.16

Моя книжная полка
Ссылка при цитировании:
Аннотация
В статье представлены результаты факторного анализа применительно к данным массового опроса, посвященного ценностным ориентациям студентов светских и духовных вузов, а именно —Московской православной духовной академии и семинарии, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. В начале статьи авторы предлагают краткий обзор нынешнего состояния социологических исследованийценностей и ценностных ориентаций молодежи и россиян, делая акцент на межстрановых и иных сопоставительных контекстах, столь популярных сегодня в подобных проектах. Также в статье обозначены разные акценты в социологической работе с понятиями ценностей и ценностных ориентаций на концептуальном и эмпирическом уровнях, в том числе в историографическом аспекте. Поскольку исследовательский проект состоял из нескольких этапов, решал целый ряд задач и предполагал разные форматы опросного метода применительно к разным генеральным и выборочным совокупностям (администрация вузов, профессорско-преподавательский состав и студенты), в статье представлена лишь небольшая часть материалов проекта, призванных выявить ценностные ориентаций студентов светских и духовных вузов с использованием методики С. Шварца и В. Билски. Авторы предпринимают попытку с помощью методики Шварца определить сходства и различия в ценностях и мотивах учащихся вузов светской и религиозной направленности, выделяют четыре факторных типа мотивации, предлагают возможные интерпретации обнаруженных факторов и их проявлений в разных студенческих подвыборках, в частности, апеллируя к разным обстоя-тельствам жизни студентов светских и духовных вузов и большей «экспертности» второй выборки в сфере (христианского, православного) морального дискурса, в отличие от большинства студентов светских вузов, которых вряд ли можно считать экспертами в светской этике.
Ключевые слова:
ценностные ориентации мотивы мотивационный конфликт факторный анализ методика шварца светские вузы духовные вузы value orientations motives motivational conflict factor analysis schwartz technique secular universities religious universitiesРубрики:
Социология образованияСоциология религии
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Бессокирная Г. П.
Образование как ценность повседневной деятельности рабочих// Ценности повседневной деятельности горожан / Отв. ред. Т.М. Караханова.- М.: Институтсоциологии РАН, 2004. - Голиусова Ю. В.
Современная российская молодежь: образование, труд, занятость // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&CoKG, Saarbrucken, Germany, 2012. 137 c. - Титаренко Л. Г.
Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. 2017. Вып. 8. С. 7-17. - Мчедлова М. М.
Профилактика религиозного экстремизма: от различия интерпретаций к солидарным алгоритмам общежития (на примере России) // Профилактика религиозного экстремизма: ценностно-мировоззренческие аспекты: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (24 – 25 октября 2019 г., г. Орѐл) / под редакцией кандидата педагогических наук, доцента Т. Г. Человенко. – Орѐл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2020. С. 9-15. - Задорин И. В., Хомякова А.П.
Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. №3(94). С. 161-184.
© 1998-2021. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)