Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Народонаселение

Александрова О. А., Ярашева А. В., Ненахова Ю. С.
Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть 1)

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.9

Александрова Ольга Аркадьевна
Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Ярашева Азиза Викторовна
Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия
доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, заведующий лабораторией Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН; ведущий аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы
Ненахова Юлия Сергеевна
Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия
научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Александрова О. А., Ярашева А. В., Ненахова Ю. С. Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть 1) // Народонаселение. 2020. Том. 23. № 4. С. 93-103.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.9

Рубрика:

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация:

Среди ключевых целей национального проекта «Здравоохранение» обозначено обеспе­чение государственных (муниципальных) медицинских организаций квалифицированным медицинским персоналом. Достижение этой цели в значительной степени зависит от качества подготовки медицинских кадров. При этом в системе медицинского образования в последние годы происходят заметные перемены: меняются нормативно-правовые основы медицинской и образовательной деятельности, техническое оснащение и условия хозяйственной деятельности вузов и так далее. Изменяющийся социально-экономический контекст накладывает отпечаток как на поступающих в вузы, их мотивацию, так и на тех, кто обучает будущих медиков. В статье представлен анализ результатов осуществленного в 2019 г. под эгидой Департамента здравоохранения Москвы исследования «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения», в котором затрагивались как количественные аспекты кадровой обеспеченности подведомственных городу медицинских организаций, так и вопросы качества медицинских кадров, связанные с их профессиональной подготовкой. Информация о качестве выпускников медицинских вузов и детерминирующих его факторах была получена в рамках серии глубинных структурированных интервью с экспертами, в качестве которых выступали представители столичных медицинских вузов и главные врачи медицинских учреждений. В ходе опроса эксперты высказали свое мнение о всех факторах, влияющих на качество медицинского образования: уровень подготовки и мотивации абитуриентов; характеристика профессорско-преподавательского состава; организация образовательного процесса и других. Анализ экспертных мнений свидетельствует о неоднозначности ситуации в медицинском образовании. К положительным моментам можно отнести рост интереса к получению профессии врача и востребованность знаний, а также некоторое улучшение оплаты труда вузовских работников, позитивно сказывающееся на заполнении педагогических вакансий и социальном самочувствии преподавателей. В то же время, практически в каждой из составляющих качества подготовки специалистов-медиков — в методическом обеспечении, техническом оснащении, возможности получения будущими врачами практических навыков, — обнаружены проблемы, требующие решения.

Литература:

  • 1. Неволина, И.В. Профессиональная компетентность как составляющая профессионализма будущего врача / И. В. Неволина // Сборник научных трудов кафедры гуманитарных дисциплин Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. — Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2011. — 244 с. — С. 137-138.
  • 2. Rider, E. A. et al. Healthcare at the Crossroads: The Need to Shape an Organizational Culture of Humanistic Teaching and Practice. — URL: https://www.researchgate.net/publication/325031279_Healthcare_at_the_Crossroads_The_Need_to_Shape_an_Organizational_Culture_of_Humanistic_Teaching_and_Practice (дата обращения: 01.09.2020).
  • 3. Ярашева, А.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения / А. В. Ярашева, О. А. Александрова, Е. М. Медведева, Н. В. Аликперова, С. В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2020. — Т. 13. — № 1. — С. 174-190. DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.10
  • 4. Bossert, Th. et al. Assessing financing, education, management and policy context for strategic planning of human resources for health. ISBN978-92-4-154731-4. — URL: https://www.who.int/hrh/tools/assessing_financing.pdf. (дата обращения: 01.09.2020).
  • 5. Куприянов, А.Н. Цифровизация в сфере повышения квалификации работников здравоохранения / А. Н. Куприянов, Е. П. Чаплыгина // Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0»: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 24-25 октября 2019 г.). — Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2019. — 325 с. — С. 60-63.
  • 6. Александрова, О.А. Управленческие кадры в московском здравоохранении: поиск ответов на актуальные вопросы / О. А. Александрова, А. В. Ярашева, Е. И. Аксенова, Н. В. Аликперова, Ю. С. Ненахова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2019. — № S(спецвыпуск)(27). — С. 522-528. DOI: 10.32687/0869-866X-2019-27-si1-522-528
  • 7. Александрова, О. А. Реформа образования и новые вызовы / О. А. Александрова // Дети и молодежь — будущее России: Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. — 410 с. — С. 7-12.
  • 8. Клигуненко, Е.Н. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития / Е. Н. Клигуненко, О. В. Кравец, Ю. А. Площенко, В. А. Сединкин, В. В. Халимончик // Медицина неотложных состояний. — 2018. — № 5(92). — С. 169-172.
  • 9. Зинкевич, Е.Р. Педагогическое мышление как компонент профессиональной компетентности врача — преподавателя медицинского вуза / Е. Р. Зинкевич // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 10. — С. 72-74.
  • 10. Пугач, В. Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? / В. Ф. Пугач // Высшее образование в России. — 2017. — № 1. — С. 47-55.
  • 11. Дощанникова, О. А. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза / О. А. Дощанникова, Ю. Н. Филиппов, Е. С. Богомолова, А. Л Хлапов // Высшее образование в России. — 2017. — № 12. — С. 46-53.
  • 12. Панова, Е.Л. Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования / Е. Л. Панова, М. С. Туторская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2018. — № 1(26). — С. 48-52. DOI: 10.18821/0869-866X-2018-26-1-48-52
  • 13. Голикова, Н. С. Тенденции развития высшего фармацевтического образования / Н. С. Голикова, В. В. Тарасов, И. И. Краснюк, Е. Ф. Савосина // Высшее образование в России. — 2016. — № 2. — С. 28-37.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 23. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: