Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Уровень жизни населения регионов России

Аликперова Н. В.
Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп

DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr/2020.16.2.4

Аликперова Наталья Валерьевна
Финансовый университет при Правительстве РФ; ИСЭПН ФНИСЦ РАН
кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Аликперова Н. В. Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том. 16. № 2. С. 42-50.
DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr/2020.16.2.4

Рубрика:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Объект. Население РФ, сгруппированное в целевые группы. Предмет. Финансово просвещение россиян с учетом особенностей различных целевых групп. Цель. Уточнение целевых групп российских граждан для реализации стратегии финансового просвещения. Основные положения статьи. В современных реалиях финансовая грамотность становится необходимым навыком для личного и общественного благополучия. В условиях активного развития финансового рынка повышение финансовой грамотности населения предоставляет гражданам возможность не только эффективно пользоваться различными финансовыми продуктами и услугами, принимать выгодные экономические решения, но и быть полноправными участниками всей социально-экономической системы государства. Однако, в настоящее время наблюдается довольно низкий уровень финансовой грамотности россиян, причём, данная тенденция прослеживается из года в год, что обусловлено усложнением финансового рынка в целом, ошибочным представлением о сути тех или иных понятий, и как следствие, выстраивание финансовых стратегий в соответствии с этим пониманием, а также это может косвенно свидетельствовать о малоэффективности действующей системы повышения финансовой грамотности российских граждан. Для реализации стратегии повышения финансовой грамотности населения в первую очередь необходимо четко понимать – на кого будет направлено обучение. Именно продуманная классификация целевых групп является основой для построения системы финансового просвещения, формирования методической базы, подготовки специалистов для трансляции финансовых знаний и создания каналов просвещения. По мнению автора, рекомендовано уточнить и дополнить существующую классификацию целевых групп, утвержденную действующей Стратегий повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы,, включив в нее такие категории граждан, как дошкольники, граждане с ограниченными возможностями, слабозащищённые слои населения (дети-сироты, воспитанники детских домов и интернатов), а также уточнить действующую структуру группы «взрослое население», разделив ее на малоимущих граждан и семей и на граждан со средним и высоким доходами (в том числе семьи). Помимо этого, рекомендовано разделить каждую целевую группу по уровню имеющихся финансовых знаний и навыков, что позволит создать целенаправленную, персонализированную, продуманную систему обучения, способствующую повышению финансовой грамотности, осведомлённости и информированности, а также оценить результат такого обучения.

Ключевые слова:

финансово грамотное поведение; финансовое поведение населения; финансовая грамотность; целевые группы; финансовое просвещение; финансовые институты.

Литература:

  • 1. Абышева А.В., Корчемкина Е.С. Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/16ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  • 2. Аликперова Н.В. Актуальность формирования финансовой культуры российской молодежи //Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере». Г. Белгород, 31 января 2018. С. 42-44.
  • 3. Аликперова Н.В. Социально-демографические особенности финансового поведения детей и подростков в России //Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 149-157.
  • 4. Артемьева С. С., Митрохин В. В. Оценка финансовой грамотности российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 46?59. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.046-059
  • 5. Багинов И.П., Булатова В.Б., Бурлов Д. Ю., Куклина С. К., Маланов В. И., Яковлева И. А. Проблемы повышения уровня финансовой грамотности инвалидов в контексте снижения закредитованности населения в Республике Бурятия // Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41351/ (дата обращения: 14.04.2020).
  • 6. Банк России. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных организацияхhttps://fincult.info/prepodavanie/base/nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/6339/ (дата обращения: 14.04.2020)
  • 7. Белехова Г.В., Калачикова О.Н. «Век живи – век учись»: концептуальный дискурс о финансовой грамотности населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - Т. 11. - № 6. - С. 143-162.
  • 8. Иванова И.В. Финансовая грамотность обучающихся: современные подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата //В сборнике трудов Всероссийской научно-практической конференции «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы». Г. Уфа, 2019. С. 242-245.
  • 9. Кузнецов О.В., Родионова М.Е., Кораблин Ю.А. Анализ целевых групп финансовой грамотностина основе стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации //Проблемы анализа риска. 2019. Т.6. №6. С.90-100.
  • 10. Национальное Агентство Финансовых Исследований https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-vyshe-otsenivat-svoy-uroven-finansovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 14.04.2020)
  • 11. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. Сборник материалов / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. — М., 2011. — 108 с.
  • 12. Разов П.В., Аликперова Н.В. Влияние цифровизации на финансовое поведение: риски и возможности // Сборник трудов V Международной научно-практической конференции «Доходы, расходы, сбережения населения: тенденции и перспективы». Г. Москва, 03 декабря 2019 г. [Под науч. ред. А.В. Ярашевой, О.А. Александровой, Н.В. Аликперовой; технич. ред. К.В. Виноградова]. М.: ИСЭПН ФНИСЦ РАН. 2020. – 298 с. С. 209-213.
  • 13. Старченко Е. Н., Вержицкий Д. Г., Колышева Т. В. Повышение финансовой грамотности населения как фактор решения социальных проблем // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-2. С. 401–405.
  • 14. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р).
  • 15. Финансовая грамотность как фактор повышения благосостояния населения / О. В. Богомолова [и др.] //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1, Ч. 3. С. 380–383. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8516(дата обращения: 14.04.2020).
  • 16. Фитисов А.В. Информационно-телекоммуникационные технологии как фактор обеспечения доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста» Под научной редакцией И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, И.Ю. Евстафьевой. 2019 г. С.221-224.
  • 17. Adele Atkinson, Flore-Anne Messy. Promoting Financial Inclusion through Financial Education: OECD/INFE Evidence, Policies and Practice. OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions No. 34. Pp.55. https://dx.doi.org/10.1787/5k3xz6m88smp-en
  • 18. Adele Atkinson, Flore-Anne Messy, Lila Rabinovich, Joanne Yoong. Financial Education for Long-term Savings and Investments: Review of Research and Literature. OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions No. 39. Pp.35. https://dx.doi.org/10.1787/5jrtgzfl6g9w-en
  • 19. Hastings J., Madrian B., Skimmyhorn W. Financial literacy, financial education and economic outcomes. National Bureau of Economic Research, 2012. №. w18412. // https://www.nber.org/papers/w18412.pdf.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 16. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: