Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Мищенко Д. Н.
Методологические ориентиры социологического исследования управления профессиональной мобильностью российской молодежи

DOI: https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.14

Мищенко Дмитрий Николаевич
Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
соискатель

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Мищенко Д. Н. Методологические ориентиры социологического исследования управления профессиональной мобильностью российской молодежи // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 1. С. 188-197.
DOI: https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1.14

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация:

В статье обосновывается потребность в методологическом поиске альтернатив социологического изучения профессиональной мобильности российской молодежи и управления данным процессом в условиях мировых и российских тенденций развития рынка труда и профессионализации. Предложенные авторские методологические ориентиры в исследовании данной проблематики основываются на анализе и обобщении имеющихся теоретических разработок, выделении наиболее оптимальных с точки зрения реалий российского рынка труда и профессионального развития молодежи. В статье актуализируется потенциал стратификационного и деятельностного подходов, теории множественности профессионализации, а также многомерного анализа. Когнитивная схема, предложенная в статье,  основывается на выделении трех этапов профессионального развития молодежи: профессионального самоопределения, профессионального образования и профессиональной адаптации. Перспективы ее использования в изучении проблемы управления профессиональной мобильностью молодежи видятся в формировании эффективной стратегии управления данным процессом с учетом обеспечения эффективной профессионализации молодежи на каждом из выделенных этапов с помощью фактора множественной профессионализации, наиболее ярко характеризующего современные практики адаптации на профессиональном рынке труда.

Ключевые слова:

профессиональная мобильность; молодежь; профессионализация; управление профессиональной мобильностью; профессиональное самоопределение; профессиональное образование; профессиональная адаптация; рынок труда

Литература:

  • Авдыев М. Прекариат в России и в мире. Режим доступа: https:// emediator.ru/index. php/investigations/33-sotsiologicheskie-issledova niya/1530-precariat-in-russia?showall=1.
  • Албитова Е.П. Мобильная профидентичность: факторы становления // Вестник ЧитГУ. 2011. № 10 (77). С. 51–56.
  • Барков Ф.А., Посухова О.Ю., Сериков А.В., Страдзе А.Э. Трудовое поведение молодежи: социологическая диагностика в контексте повышения эффективности региональной молодежной политики (на примере Ростовской области) // Вестник РАЕН. 2013. Т. 13, № 3. С. 106–112.
  • Бекоева М.И. Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 189–192.
  • Бессокирная Г.П., Большакова О.А. Образование и отношение к труду рабочей молодежи // Адлеровские социологические чтения. 2016. Т. 8, № 1. С. 57–59.
  • Епихина Ю.Б. Образовательная мобильность и первое место работы // Научный результат. Социология и управление. 2017. Т. 3, № 4. С. 13–28.
  • Живой А.С. Трудовая этика российской молодежи: особенности формирования в условиях кризиса труда и трудовых ценностей // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 199–208.
  • Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / М.К. Горшков [и др.]; отв. ред. М.К. Горшков. М.: Ин-т социологии ФНИСЦ РАН, 2017.
  • Зеер Э.Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему // Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 33–48.
  • Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформаций // Вестник СамГУ. 2007. № 1 (51).
  • Попова Е.С. Горизонтальная профессиональная мобильность в современных социологических исследованиях // Социологический журнал. 2018. Т. 24, № 3. С. 98–116.
  • Пухова А.Г., Беляева Т.К., Толкунова С.Г., Курбатова А.С. Современный молодежный рынок труда: проблемы и пути их решения // Госсоветник. 2018. № 2 (22). С. 5–10.
  • Сычева В.О. Проблемы формирования профессиональной мобильности бакалавров // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 170–173.
  • Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. М.: Наука, 2018.
  • Фадеева И.М. Профессионализация и депрофессионализация в современном российском обществе: взгляд социолога // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2014. № 1 (33). С. 108–113.
  • Цыпкина М.Г. Использование социальных технологий в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда. // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3. С. 44–47.
  • Цыпкина М.Г. Особенности управления профессиональной мобильностью молодежи в информационном обществе // Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета / под ред. Е.А. Горбашко. СПб., 2018. С. 287–291.
  • Цыпкина М.Г. Управление профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда: системный подход // Социология и право. 2018. № 4. С. 90–97.
  • Sheller M., Urry J. The New Mobilities Paradigm // Environment and Planning A. 2006. No. 2. (38). P. 207–226.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 9. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: