Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияРождественская Е. Ю.Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.8 Рождественская Елена Юрьевна – Доктор социологических наук, профессор департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Моя книжная полка > отложить >> посмотреть свою книжную полку Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Рождественская Е. Ю. Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том. 11. № 20. С. 164-175.DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.8Рубрика: Визуальная социологияАннотация: В эссе предпринята попытка визуального анализа известной картины И. Босха «Извлечение камня глупости», тематизирующей аллегорию хирургического излечения от ментальных расстройств. Буквализация метафоры и троп безумия как пациента, так и врача-шарлатана вписаны в широкую традицию раннего Ренессанса. Автор прибегает к методике последовательного анализа визуальных изображений от плотного описания визуального ряда к реконструкции значений символического порядка и социокультурной интерпретации. Изображение жанровой сценки врача с пациентом и наблюдателями структурируется через прием округлого тондо и совмещено с текстуальным обрамлением в стиле готической фрактуры, что отсылает к созвучным особенностям личных гербов заказчика картины. В бриколаже аллегорические слова и образы дополняют друг друга и создают интертекстуальное пространство смысла, проводником к которому становится смысловая несообразность — цветы вместо ожидаемых камней. Сложившаяся вокруг творчества И. Босха герменевтическая традиция противоречиво истолковывает эту сцену — от литотомии у историков медицины до цветка как образа любострастия или цветка мудрости, выступающего визуальной аллегорией философского камня. Но если принять во внимание адресацию заказа картины, фигуры заказчиков и рифму формальных характеристик картины со стилистикой герба заказчика, интерпретация цветка как геральдической лилии становится более уместной или первоочередной. Картина Босха с ее скрытым моральным посланием адресуется влиятельным заказчикам, метафорически совмещая смыслы камней глупости и символы власти.Ключевые слова: промышленная политика; экономический рост; проблемы экономики РоссииЛитература:Арянова Т. В графиках: как Россия вышла из рецессии. Режим доступа: https:// ru.insider.pro/analytics/2017-03-07/v-grafikah-kak-rossiya-vyshla-iz-recessii/ ?topic=putin. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 160 с. Кудрин: Россия катастрофически теряет время Режим доступа: https:// news.mail.ru/ economics/29943573/?frommail=1. Altenburg T. Industrial Policy in Developing Countries: Overview and Lessons from Seven Country Cases. Bonn: German Development Institute, 2011. OECD. Perspectives on Global Development 2013: Industrial Policies in a changing world. Shifting up a Gear. 2013. Режим доступа: http://www.oecd.org/dev/pgd/ COMPLETE-%20Pocket%20Edition PGD2013.pdf. Rodrik D. Industrial Policy for the Twenty-First Century. UNIDO, 2004. Режим доступа: http: //www.scribd.com/doc/4930237/ Industrial-Policy-for-the-21st-Century. Wade R. Governing the Market: Economic Theory and the Role of Government in East Asian Industrialization. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2003.Содержание выпуска>> Содержание выпуска 2019. Том. 11. № 20. >> Архив журнала КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 100+1= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10