Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Рождественская Е. Ю.
Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.8

Рождественская Елена Юрьевна – Доктор социологических наук, профессор департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН 

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Рождественская Е. Ю. Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том. 11. № 20. С. 164-175.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.8

Рубрика:

Визуальная социология

Аннотация:

В эссе предпринята попытка визуального анализа известной картины И. Босха «Извлечение камня глупости», тематизирующей аллегорию хирургического излечения от ментальных расстройств. Буквализация метафоры и троп безумия как пациента, так и врача-шарлатана вписаны в широкую традицию раннего Ренессанса. Автор прибегает к методике последовательного анализа визуальных изображений от плотного описания визуального ряда к реконструкции значений символического порядка и социокультурной интерпретации. Изображение жанровой сценки врача с пациентом и наблюдателями структурируется через прием округлого тондо и совмещено с текстуальным обрамлением в стиле готической фрактуры, что отсылает к созвучным особенностям личных гербов заказчика картины. В бриколаже аллегорические слова и образы дополняют друг друга и создают интертекстуальное пространство смысла, проводником к которому становится смысловая несообразность — цветы вместо ожидаемых камней. Сложившаяся вокруг творчества И. Босха герменевтическая традиция противоречиво истолковывает эту сцену — от литотомии у историков медицины до цветка как образа любострастия или цветка мудрости, выступающего визуальной аллегорией философского камня. Но если принять во внимание адресацию заказа картины, фигуры заказчиков и рифму формальных характеристик картины со стилистикой герба заказчика, интерпретация цветка как геральдической лилии становится более уместной или первоочередной. Картина Босха с ее скрытым моральным посланием адресуется влиятельным заказчикам, метафорически совмещая смыслы камней глупости и символы власти.

Ключевые слова:

промышленная политика; экономический рост; проблемы экономики России

Литература:

  1. Арянова Т. В графиках: как Россия вышла из рецессии. Режим доступа: https:// ru.insider.pro/analytics/2017-03-07/v-grafikah-kak-rossiya-vyshla-iz-recessii/ ?topic=putin.
  2. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. 160 с.
  3. Кудрин: Россия катастрофически теряет время Режим доступа: https:// news.mail.ru/ economics/29943573/?frommail=1.
  4. Altenburg T. Industrial Policy in Developing Countries: Overview and Lessons from Seven Country Cases. Bonn: German Development Institute, 2011.
  5. OECD. Perspectives on Global Development 2013: Industrial Policies in a changing world. Shifting up a Gear. 2013. Режим доступа: http://www.oecd.org/dev/pgd/ COMPLETE-%20Pocket%20Edition PGD2013.pdf.
  6. Rodrik D. Industrial Policy for the Twenty-First Century. UNIDO, 2004. Режим доступа: http: //www.scribd.com/doc/4930237/ Industrial-Policy-for-the-21st-Century.
  7. Wade R. Governing the Market: Economic Theory and the Role of Government in East Asian Industrialization. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2003.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 11. № 20.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: