Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Власть

Савченко И. А., Снегирева Л. А., Устинкин С. В.
Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии




Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Савченко И. А., Снегирева Л. А., Устинкин С. В. Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии // Власть. 2017. Том. 25. № 10. С. 112-122.

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье проводится анализ отношения российских и зарубежных ученых к феномену исторической памяти. Авторы отмечают, что российская наука и педагогическая практика стимулируют уважение к исторической памяти и ее сохранение, в то время как зарубежная наука настойчиво десакрализирует историческую память. В статье представлены результаты опросного исследования, где выявляются эмоционально окрашенные оценки, которые дают представители вузовской молодежи событиям военной истории России.

Литература:

  • Андерсон Б. 2001. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле. 288 с.
  • Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. 2005. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян. – Социс. Социологические исследования. № 5.С. 11-22.
  • Балабанов С.С., Колобов О.А. 1997. История Октября глазами учащейся молодежи. – Социс. Социологические исследования. № 11. С. 42-47.
  • Балабанов С.С., Куконков П.И. 2007. Октябрь 1917 в сознании учащейся молодежи. Социс. Социологические исследования. № 8. С. 71-77.
  • Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2010. Историческое сознание молодежи. –Вестник РАН. № 80(3). С. 195-203.
  • Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. 1989. Историческое сознание: опыт социологического исследования. – Вопросы истории. № 6. С. 118-129.
  • Куракина Л.М., Мирончева Е.А. 2015. Российские политические лидеры в восприятии современного студенчества (по материалам региональных исследований). – Фундаментальные исследования. № 2(23). С. 5245-5252.
  • Кутыкова И.В. 2013. История отечества в сознании учащейся молодежи: итоги постсоветского двадцатилетия. – Историческая психология и социология истории. № 2. С. 95-106.
  • Максимов А. 2016. Никола Тесла. Пацифист, приручивший молнию. М.: Вече; ЛКИ. 216 с.
  • Мид М. 1988. Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 429 с.
  • Отургашева Н.В. 2016. Персоносфера российского студенчества: опыт лингвокультурологического анализа. – Русский язык и русская литература как фактор культурной интеграции русского мира»: сборник материалов международной научно-практической конференции. Красноярск. Сибирский федеральный ун-т. Доступ: http://conf.sfu-kras.ru/922/participant/15089 (проверено 24.09.2017).
  • Рябов В.В., Хаванов Е.И. 2005. Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление. М.: Жизнь и мысль; Московские учебники. 176 с.
  • Савченко И.А. 2009. Трансформации культурной идентичности в мультикультурном сообществе. – Личность. Культура. Общество. Т. 11. Вып. 3(50). С. 430-439.
  • Савченко И.А. 2010. Лингвоидентичность и социокультурные условия развития этнообщностей. – Вестник Ленинградского госуниверситета. № 2. С. 281-296.
  • Савченко И.А. 2011. Культурная идентичность как индикатор маргинальных тенденций. – Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 2(90). С. 209-222.
  • Саралиева З.Х., Балабанов С.С. 2005. Отечественная война в памяти трех поколений. – Социс. Социологические исследования. № 11. С. 29-36.
  • Саралиева З.Х., Широкалова Г.С., Куконков П.И. 2015. Учащиеся о Великой Отечественной войне. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ. 49 с.
  • Тощенко Ж.Т. 2000. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. – Новая и новейшая история. № 4. С. 3-14.
  • Треушников И.А. 2016. Смысл войны (диалог представителей философии всеединства периода первой мировой войны). – Соловьевские исследования. № 49. С. 76-84.
  • Устинкин С.В. 2017. Великая отечественная война в восприятии молодежи России – Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 6 (329): 100-107.
  • Устинкин С.В., Рудаков А.В. 2017. О подходах к формированию системы мер по противодействию фальсификации истории и защите исторического сознания народов России. – Власть. № 7. Т. 25. С. 113-119.
  • Франкл В. 2015. Человек в поисках смысла. М.: Книга по Требованию. 366 с.
  • Хюбнер К. 1996. Истина мифа. М.: Республика. 448 с.
  • Barnier A., Sutton J. 2008. From individual to collective memory: Theoretical and empirical perspectives. – Memory. Vol. 16. No. 3. P. 177-182.
  • Connerton P. 2008. Seven Types of Forgetting. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 59-71.
  • «Memory and Identity: The History of a Relationship» in Commemorations (ed. by John Gillis). 1994. Princeton: Princeton University Press. 281 p.
  • Hoelscher S., Alderman D. 2004. Memory and Place: Geographies of a Critical Relationship. – Social & Cultural Geography. Vol. 5. No. 3. P. 347-355.
  • Kansteiner W. 2002. Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. – History and Theory. Vol. 41. No. 2. May 2002. P. 179-197.
  • Kitch C. 2008. Placing Journalism inside Memory – and Memory Studies. –Memory Studies. Vol. 1. No. 3. P. 311-320.
  • Loewen J.W. 1995. Lies My Teacher Told Me: Everything Your American History Textbook Got Wrong. N.Y.: The New Press. 184 p.
  • Research Methods for Memory Studies (ed. by E. Keightley, M. Pickering). 2013. Edinburgh University Pres. 114 p.
  • Neiger M., Meyers O., Zandberg E. 2011. On Media Memory: Collective Memory in a Memory to the Historical Sociology of Mnemonic Practices. – Annual Review of Sociology. P. 105-140.
  • Pennebaker J.W., Paez D., Rim' B., Dario Paez D. 2013. Collective Memory of Political Events: Social Psychological Perspectives. L.: Psychology Press. 264 p.
  • Radstone S. 2008. Memory Studies: For and against. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 31-39.
  • Reese E., Fivush R. 2008. The Development of Collective Remembering – Reese New Media Age. – Memory. Vol. 16. No. 3. P. 201-212.
  • Rieff D. 2016. The Cult of Memory: When History Does More Harm Than Good. – The Gardian. 2 March URL: https://www.theguardian.com/education/2016/mar/02/cult-of-memory-when-history-does-more-harm-than-good
  • Roediger H.L., Wertsch J.V. 2008. Creating a New Discipline of Memory Studies. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 9-22.
  • Steiner L., Zelizer B. 1995. Competing Memories: Reading the Past against the Grain: The Shape of Memory Studies. – Critical Studies in Mass Communication. Vol. 12. No. 2. P. 214-39.
  • Sturken M. 1997. Tangled Memories: The Vietnam War, The Aids Epidemic and the Politics of Remembering. Berkeley: University of California Press. 99 p.
  • Sturken M. 2008. Memory, Consumerism and Media: Reflections on the Emergence of the Field. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 73-78.
  • The Politics of Memory: Transitional Justice in Democratizing Societies (ed. by de A.B. Brito, C.G. Gonzalez-Enriquez, P. Aguilar). 2001. Oxford University Press. 96 p.
  • Van House N., Churchill E.F. 2008. Technologies of Memory: Key Issues and Critical Perspectives. – Memory Studies. Vol. 1. No. 3. P. 295-310.
  • Wang Q. 2008. On the Cultural Constitution of Collective Memory. – Memory. Vol. 16. No. 3. P. 305-317.
  • Weedon C., Jordan G. 2012. Collective Memory: Theory and Politics. – Social Semiotics. Vol. 22. No. 2). P. 143-153.
  • Zelizer B. 2008. Why Memory's Work on Journalism Does Not Reflect Journalism's Work on Memory. – Memory Studies. Vol. 1. No. 1. P. 79-87.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 25. № 10.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: