Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Окольская Л. А., Колмогорцева М. В.
Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах


Окольская Лидия Александровна
Институт социологии РАН
к. социол. н., с.н.с. сектора исследований личности
Колмогорцева Мария Владимировна
Институт социологии РАН
аспирант

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Окольская Л. А., Колмогорцева М. В. Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах // Социологический журнал. 2010. Том. 0. № 2. С. С. 68-91.

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В статье представлены результаты анализа российских подростковых глянцевых журналов. Массовые издания осуществляют вторичную социализацию девушек-подростков, вступающих во взрослую жизнь. Они предлагают читательницам жизненные проекты — привлекательные цели, которых нужно достичь, чтобы считать себя успешными, и нормативно приемлемые средства достижения этих целей. Три основных проекта, обнаруженные в журналах — это «красота» (построение фемининной идентичности), «карьера» (примерка воображаемых трудовых ролей, обычно связанных с праздником и лицедейством) и «любовь» (пробы выстраивания отношений с противоположным полом). В этих проектах заложены ценности индивидуального успеха и гедонизма. Предлагаемые культурные образцы отражают неопределенность в отношении к будущему, характерную для возрастной группы читателей. Эмпирической базой исследования служат популярные журналы «Oops!», «Yes!» и «Yes! Звезды».

Литература:

  • Вовк Е. Гендерная асимметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. 2006. № 3. С. 61–73.
  • Дубин Б.В. Успех по-русски // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. № 5 (37). С. 18–21.
  • Захаров С. В. Когда девушка становится взрослой? // Демоскоп Weekly. 2009. № 385–386 [online]. Дата обращения: 12.06.2010. URL: .
  • Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный центр, 2008.
  • Магун В.С. Что думают об успехе читатели журнала «Ридерз Дайджест» (отчет по итогам социологического исследования) // Ридерз Дайджест. 1997. № 4. С. 17–24.
  • Магун В.С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое соз-нание // Мир России. 1998. № 4. С. 113–144.
  • Мертон Р. Социальная структура и аномия / Пер. Е.А. Самарской. Под ред. М. Н. Грецкого // Социология преступности. Современные буржуазные теории. М.: Прогресс, 1966. C. 299–313.
  • Омельченко Е.Л. От пола к гендеру? Опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов // Женщина не существует: Современные исследования полового различия: Сборник статей / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999. С. 77–116.
  • Паутова Л.А. Старшеклассник-2009: портрет на фоне кризиса / Отчет об опросе населения. М.: Фонд «Общественное мнение», 2009 [online]. Дата:обращения: 12.06.2010. URL: .
  • Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985–1995 годы / Под ред. В.С. Магуна. М.: Институт социологии РАН, 1998.
  • Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха-и-Неудач. М.: ООО «Солтэкс» при участии ООО «Невский простор», 2005.
  • Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
  • Althusser L. Essays on ideology. London: Verso, 1984.
  • Dohnt H.K., Tiggemann M. Body image concerns in young girls: The role of peers and media prior to adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35. No. 2. P. 141–151.
  • Farvid P., Braun V. «Most of us guys are raring to go anytime, anyplace, anywhere»: Male and female sexuality in Cleo and Cosmo // Sex Roles. 2006. No. 55. P. 295–310.
  • Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. No. 7 (2). P. 117–140.
  • Kaplan E.B., Cole L. «I want to read stuff on boys»: White, Latina, and black girls reading Seventeen magazine and encountering adolescence // Adolescence. 2003. Vol. 38. No. 149. P. 141–159.
  • Klapper J. The effects of mass communication. New York: Free Press, 1960.
  • Miller M.K., Summers A. Gender differences in video game characters’ roles, appearances, and attire as portrayed in video game magazines // Sex roles. 2007. Vol. 57. P. 733–742.
  • Willemsen T.M. Widening the gender gap: Teenage magazines for girls and boys // Sex Roles. 1998. Vol. 38. No. 9/10. P. 851–861.
  • Prusank D.T. Masculinities in teen magazines: The good, the bad, and the ugly // Journal of Men's Studies. 2007. Vol. 15. Iss. 2. P. 160–178.
  • Sengupta R. Reading representations of black, East Asian, and white women in magazines for adolescent girls // Sex roles. 2006. No. 54. P. 799–808.
  • Thomsen S.R., Weber M.M., Brown L.B. The relationship between reading beauty and fashion magazines and the use of pathogenic dieting methods among adolescent females // Adolescence. 2002. Vol. 37. No. 145. P. 1–18.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2010. Том. 0. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: