ФНИСЦ РАН


Актуальные проблемы динамики русской науки



Яницкий О.Н.
Актуальные проблемы динамики русской науки // Общественные науки и современность. 2020. № 4. С. 107-117.
ISSN 0869-0499
DOI 10.31857/S086904990010753-0

Размещена на сайте: 21.09.20

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Яницкий О.Н. Актуальные проблемы динамики русской науки // Общественные науки и современность. 2020. № 4. С. 107-117.

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам российской науки в свете происходивших ранее и идущих сегодня ее трансформаций. Опираясь на анализ научной литературы, характер отражения ее динамики в СМИ, а также на свой пятидесятилетний опыт научного работника, я пришел к следующим выводам. Первое: разрыв между результатами научного исследования и его освещением и интерпретацией в СМИ все время увеличивался. Второе: большинство российских научных школ продолжает развиваться в монодисциплинарном ключе, тогда как мировая наука, хотя и медленно, но неуклонно обретает междисциплинарный характер. Третье: сохраняется временно́й разрыв между научными открытиями и их освоением в ходе учебных процессов в средней и высшей школе, а также на производстве. Четвертое: такая сильная сторона процесса освоения новых знаний обществом, как их популяризация, развитая в советское время, сегодня практически исчезла, превратившись в беглое ознакомление населения с новейшими открытиями, что называется "на пальцах". Пятое: оптимальный и наиболее эффективный способ освоения молодежью новых знаний посредством триады "наука–обучение–практическое их освоение" в ходе решения конкретных социальных проблем фактически был заменен на срочное и частичное переобучение в научном учреждении или на предприятии. Шестое: сегодня отдельным ученым с огромным трудом удается реанимировать связь "научное открытие – социальная практика", к развитию которой призывали и М. Ломоносов, и В. Вернадский, и П. Капица, и другие выдающиеся российские ученые XVII–XX вв. Седьмое: у современной науки и СМИ – разные социальные ориентации и языки общения, поэтому прямая трансляция нового знания в общество через СМИ невозможна. Восьмое: увеличивается разрыв между растущим интересом современного глобального сообщества к "технонауке" и утерей его внимания к биологическим и социальным последствиям этого процесса, что и проявилось в современной критической ситуации пандемии.

Ключевые слова:

глобализация критическая ситуация наука образование пандемия популяризация сми триада «наука–обучение–социальная практика» россия critical situation education globalization mass-media pandemia popularizing science «science-education-social practice» triad russia

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: